Глина: Секреты состава и техники лепки
Сырая глина состоит в основном из глинистых частиц и полевого шпата, смешанного с другими компонентами магматических пород, из которых она была получена. Еще в глине обычно содержится значительное количество кварца и небольшое количество слюды, оксидов железа и других веществ. Поэтому состав и, следовательно, поведение и пластичность глин из разных источников немного различаются. Конечно, можно лепить из глины, просто выкопанной из земли, но для достижения качественного и предсказуемого результата, состав глины должен быть стабилен, и там не должно быть ничего лишнего (листьев, веток, камней). Поэтому керамисты используют специальные керамические массы, изготовленные на производстве. У такой подготовленной глины стабильный состав, предсказуемый цвет, определенная температура обжига.
Для самого простого и интуитивного способа лепки используется давление пальцев рук для создания изделия из кома глины. Этот метод, унаследованный от древних мастеров, до сих пор используется, например, японскими ремесленниками для изготовления чашек для чая раку.
Из глины, раскатанной в пласт, можно создавать разнообразные формы — от цилиндров до квадратных угловатых конструкций, которые склеивали или скручивали вручную.
Одной из старейших техник формования является спиральная или жгутовая методика, при которой длинные жгуты глины закручиваются и накладываются слой за слоем для достижения нужной формы и высоты. После этого стенки сосуда сглаживались специальными инструментами, чтобы удалить следы жгутов и придать изделию прочность. Этот метод широко применялся для создания множества сосудов в древности, оставляя свой след в истории ремесла.
Невозможно сказать точно, когда появился гончарный круг. Гончарный круг необходим для создания симметричных округлых изделий, поскольку ручное формование в этом случае менее эффективно. Развитие медленного, или ручного, вращающегося колеса в конечном итоге привело к появлению пинового колеса, вращаемого ногой, которое стало основным инструментом гончара. Гончар бросает глину на быстро вращающийся диск и формирует свое изделие, используя давление обеих рук. Такой способ формования позволяет достигнуть большей точности и симметрии. К 18 веку развитие гончарного промысла привело к тому, что вращение колеса обеспечивали подмастерья, а сам гончар работал исключительно с изделием на вращающемся диске. Сейчас, конечно, вращение диска гончарного круга обеспечивается электричеством.
Еще один из способ создания керамических изделий — это шликерное литье. В этом случае шликер — жидкую глину заливают в гипсовую форму. Гипс впитывает из нее воду, оставляя таким образом слой глины на поверхности формы. Когда этот слой достигает достаточной толщины, излишки шликера сливают и вынимают изделие из формы. А форму можно использовать снова. Этот метод до сих пор широко используется.